Цель админреформы – упразднить райсоветы и облсоветы, — Боднар

%25D0%2591%25D0%25B5%25D0%25B7+%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8 3 Цель админреформы – упразднить райсоветы и облсоветы,   БоднарВ ходе административной реформы Украину разделят между кланами на пять-шесть регионов, и у каждого будет своя «кормушка», считает первый заместитель главы Комитета Верховной Рады Украины по вопросам государственного строительства и местного самоуправления.

Путь административной реформы в любой стране непростой, очень затратный и болезненный. В этом уже смогла убедиться предыдущая, «оранжевая», властная команда, представитель которой – вице-премьер Роман Безсмертный – пытался спешно воплотить ее в жизнь. Но попыткам «перекроить» карту Украины помешали протесты граждан, отсутствие серьезных научных разработок и средств на ее реализацию (речь идет о миллиардах гривен). С тех пор уже больше восьми лет разработкой концепции административной реформы занимался Минрегионстрой. В конце концов, ее основные параметры удалось согласовать со всеми регионами.
Но в последнее время у многих парламентариев возникло ощущение, что вскоре новая власть серьезно возьмется за админреформу. Собственно, она уже началась – с объявления о тотальном сокращении госучреждений (министерств, ведомств и агентств). Вместо этого их количество пока только возросло с 40 до 70. Но это еще не все: в различных СМИ появились предположения о том, что в планах реформаторов сокращение областей и укрупнение районов. Разъяснить рядовым гражданам, что же на самом деле кроется за этими новациями, «Главреду» согласилась первый заместитель главы Комитета Верховной Рады Украины по вопросам государственного строительства и местного самоуправления Ольга Боднар.
Сейчас в СМИ активно обсуждаются возможные параметры административной реформы. В частности, речь идет о сокращении двух областей (ликвидации Кировоградской и объединении Ривненской и Волынской) и укрупнении районов. Комитет по вопросам государственного строительства и местного самоуправления привлечен к обсуждению этой темы?
Нет, к сожалению, сегодня функция нашего Комитета свелась к формальному одобрению решений власти, которые спускаются «сверху». В Комитете образовалось подавляющее большинство представителей коалиции, которые не решают вопросы сами и даже не участвуют в их обсуждении. Никакие рабочие группы, никакие призывы к здравому смыслу и даже мнению Центральной избирательной комиссии, профильных министерств, Главгосслужбы, которые привлекаются к работе, не учитываются ни в одном из вопросов.
Это — очень печальная картина, наблюдающаяся во всех наших комитетах. Власть решила узурпировать все комитеты, внедрив в них свое большинство, чтобы без проблем принимать решения. Очень редко удается достучаться до здравого смысла, но даже для этого необходимо обращаться через какие-то каналы в Администрацию Президента или Кабмин.
Как вы относитесь к идее укрупнения областей?
Проводить административную реформу в отдельно взятых областях невозможно. Это нецелесообразно и затратно, если говорить о Волынской и Ривненской областях, то деньги будут выброшены в торфяники, а в случае с Кировоградской — вообще на ветер.
К сожалению, сейчас отброшена очень хорошая Концепция административной реформы, которую около восьми лет разрабатывал Минрегионстрой и которая была согласована со всеми регионами. Мы взяли большой комплекс многолетних наработок в Европе — Польше, Прибалтике, Франции, — и путем титанических усилий сделали хорошую компиляцию. Эта реформа не была политически заангажирована. Мы старались сделать так, чтобы не было слишком дотационных регионов, а все они были бы более-менее на самоокупаемости. Сначала ее неудачно пытался провести вице-премьер Роман Безсмертный, но это как раз и было демонстрацией того, что ее нельзя осуществлять нахрапом и без учета мнения людей, которые потом будут жить в этом регионе.
Какую политическую задачу преследует власть, начиная админреформу?
Она связана с разделением земли и других ресурсов между кланами. Например, у нас государством руководит пять-шесть кланов, так я допускаю, что скоро они всю Украину разделят на пять-шесть кланов, и у каждого будет своя «кормушка».
Административная реформа очень финансово затратная, продолжительная, и во всех странах проходила довольно сложно и болезненно. Она требует бумажной переделки, серьезной аналитической работы, каких-то подготовительных моментов. Но ничего этого нет, даже денег в бюджете на это нет.
Другое дело, если им таким образом хочется ликвидировать райсоветы и облсоветы. Вот тут я нахожу политическое зерно нынешней власти. Она бьет по тем регионам, где им нужно задекларировать свои интересы на будущие парламентские и местные выборы, и, таким образом, вообще нивелировать институт волеизъявления граждан.
Какие же тогда советы останутся — сельские и поселковые?
Сначала они сделали пилотный проект в Киеве, ликвидировав районные советы. Украинцы это «проглотили», решив, что их это не касается, мол, во Львове райсоветов давно нет. Но Львов все же исполняет не те функции, которые возложены на город Киев. Киев – больше всех украинских городов, к тому же столица. Поэтому говорить, что ликвидация районов в Киеве – это то же самое, что в Харькове или Львове, это неверно.
А дальше есть проект, который власть боится опубликовать для общественности, у нас даже его в Раде нет, но у нас уже есть некоторые рабочие материалы. Они хотят ликвидировать не все райсоветы в целом, а только те, которые нужно, когда угодно и при любых обстоятельствах.
Каков порядок ликвидации райсоветов предлагается?
Путем принятия решений райсоветом о самоликвидации или принятия таких решений облсоветом, а также путем укрупнения районов. У них разные схемы, насколько мне известно. Хотя он уже подготовлен Администрацией Президента. Они видят, что ликвидация райсоветов в проекте лежит уж слишком на поверхности. А это — посягательство на местное самоуправление, нарушение Хартии о местном самоуправлении. А они ведь заявляют о евроинтеграции. Пенсионной реформой они хотят уничтожить пенсионеров, налоговой – уже уничтожили мелкий бизнес, а крупный отбирают, не брезгуя ничем, теперь для власти актуальна административная реформа. Они уже перетасовали названия министерств под своих «ребят», но это же не реформа. Сейчас внесен проект закона о государственной службе.
Какие в нем проблемы?
В среду его включили в повестку дня в нарушение регламента. Первый вице-спикер Адам Мартынюк трижды ставил его на голосование о включении в повестку дня, и только на третий раз он все же его протолкнул.
Этим законом будет практически уничтожена патронатная служба (помощники-консультанты народных депутатов и прочие). Туда будут приходить работать разве что студенты или люди предпенсионного возраста ради хоть какой-то записи в трудовой книжке. Один из основных принципов госслужбы – профессионализм – будет ликвидирован, потому что туда никакой профессионал не пойдет. Люди не захотят работать за низкие зарплаты в патронатной службе и пойдут на рынки, как в начале 90-х, или выедут за границу. И к кому в таком случае будут обращаться простые граждане?
Более того, госслужащими у нас считаются муниципальные журналисты. Еще не успели туда включить медиков и педагогов. Если они это сделают, украинская интеллигенция будет ликвидирована полностью. Ведь статус госслужащего запрещает заниматься политической деятельностью, работать по совместительству, на них распространяются более жесткие требования Закона о борьбе с коррупцией.
Провластное большинство еще, кроме того, приняло законы «О Кабинете Министров» и «Центральных органах исполнительной власти», которыми предусмотрело, что должности не только министра, но и его заместителей, являются политическими. То есть если министр как политический деятель уходит с должности, то за ним должен уходить и заместитель министра. Кто же тогда будет работать?
А институт госсекретарей, которые должны были обеспечивать непрерывность в работе ведомств, убрали…
Да, в законе ничего этого нет. Неужели они думают, что, живя за границей и возвращаясь сюда только выбрасывать мусор, они сделают себе лучше?
Кто главный идеолог административной реформы?
Главным реформатором во власти является Тигипко. Концепцию административной реформы разрабатывали в Администрации Президента, которая тесно связана с Минюстом. Лавринович у них один из ведущих консультантов по юридическим вопросам.
Мне непонятно отсутствие инстинкта самосохранения и прагматизма у украинских граждан. Если они думали, что альтернативой может быть Тигипко, то пусть они посмотрят, какая от него польза, пусть подумают обо всех этих «фронтах змин». Люди относятся к выборам так, как будто они не собираются по их результатам жить.
В той предыдущей концепции, которую разрабатывал Минрегионстрой, предусматривалось сокращение областей? Каких именно?
Главным принципом была географическая доступность. Центр области, например, должен был быть доступен всем райцентрам. Аналогичное расстояние от райцентров до всех населенных пунктов, входящих в этот район, тоже должно было быть доступным. Мы даже по минутам просчитывали, сколько времени необходимо «скорой», чтобы доставить человека в больницу, сколько времени — чтобы доставить детей в школы. Просчитывались также экономические мощности предприятий, расположенных на определенной территории. Все это было согласовано с регионами. Так, мы предусматривали некоторые изменения центров районов, их укрупнение. На Донбассе, например, большие районы. Как их охватить? В Западной Украине, наоборот, маленькие районы, у которых сложности с финансированием. Количество областей оставалось таким же.
Когда ждать эту реформу?
Пока власть вбросила разнотолки, чтобы выяснить общественное мнение, так же, кстати, как с пенсионной реформой. Пока ее обсуждают, но вводить не осмеливаются. Налоговую реформу они сделали скорее, потому что знали, что предпринимателей другие слои населения не очень понимают. Некоторые граждане думали, что проблемы предпринимателей их не коснутся.
Сколько денег нужно на реализацию первого этапа админреформы?
Эти цифры тоже просчитывались. Могу сказать, что это миллиарды гривен: не один транш, и не на один год. То, что они хотят сделать с двумя областями, — это напоминает методы Сталина, который после войны рисовал на карте границы СССР и Польши. А потом людей ночью перевозили из Польши в Украину и наоборот. Кто что успел взять – с тем и уехали. У нас, конечно, вывозить не будут, но представьте: нужно переделывать свидетельства, печати, документы, например, о праве на наследство. Я глубоко сочувствую людям, которые окажутся на границе областей, подлежащих административному делению…
Алла Присяжнюк, Владислав Мусиенко (ФОТО)
Загружается, подождите...

Архивы

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930