Реформа вузов: на каком языке будут учиться украинцы

Реформа ВУЗов в Украине Реформа вузов: на каком языке будут учиться украинцы«Главред» сравнил три законопроекта о высшем образовании и разобрался, могут ли отменить тестирование, что будет с госзаказом, стипендиями и языком обучения в вузах. Возвращение к системе вступительных экзаменов в вузы, отмена внешнего тестирования, ручное формирование госзаказа против автономии университетов, повышения стипендий и независимой оценки качества образования. В Украине продолжаются дискуссии о новом законе о высшем образовании. И это уже шестой год.

Сейчас – очередной этап, связанный с подготовкой трех новых вариантов документа. Два законопроекта предлагают кардинальные изменения, в том числе, контроль над качеством образования независимо от профильного министерства. Третий в новой форме закрепляет старые положения: усиление централизации власти и возможность ручного управления со стороны Минобразования.

Прислушаться к экспертам

На днях на Банковую, где находится образовательный парламентский комитет, и в тот момент проходили слушания «О законодательном обеспечении развития высшего образования в Украине», вновь пришли студенты. Они принесли плакаты «Образованию нужна революция, а не реформа», «Требуем системных изменений», «Не убивайте ВНО». Молодые люди выступали против уменьшения стипендий, повышения платы за учебу на контракте, нивелирования внешнего тестирования, централизации управления образованием и за сохранение обучения на украинском языке. То есть, против одного из законопроектов о высшем образовании.

Конкретно — документа, внесенного в Раду представителями фракции Партии регионов. Законопроекта, который фактически дублирует предыдущий министерский документ, отозванный после массовых студенческих протестов 2010-2012 годов. Для авторов – Сергея Кивалова, Григория Калетника и Николая Сороки – студенты приготовили трех керамических свиней. Их даже удалось подложить… на пустующее место одного из авторов за столом обсуждения.

Напомним, на данный момент в Верховной Раде зарегистрировано три законопроекта о высшем образовании. Первый – № 1187 – внесла группа депутатов от ПР. Второй – № 1187-1 – подала оппозиция. Он разрабатывался под руководством нынешнего руководителя профильного комитета парламента Лилии Гриневич. Третий – № 1187-2 – официально предложил внефракционный Виктор Балога. На самом деле, это документ, написанный рабочей группой при Кабмине под руководством ректора Киевской политехники Михаила Згуровского.

Отозвать «региональный» законопроект призывают не только студенты и общественные активисты. Председатель Комитета ВР по вопросам науки и образования Лилия Гриневич считает, что принятие ставшего скандальным документа приведет к дальнейшей деградации высшего образования.

«Проект оппозиции и проект группы Згуровского предлагают сделать контроль над качеством образования и определение его содержания независимыми от министерства, – говорит председатель правления Центра исследования общества Инна Совсун. – Также они декларируют прозрачные условия финансирования высших учебных заведений, в частности, в сфере оплаты обучения за государственный счет, четкие правила конкурса. Зато проект депутатов Кивалова, Калетника и Сороки не оговаривает механизмы госзаказа, увеличивает вес вступительных экзаменов и позволяет принимать на платную форму обучения фактически по любым правилам, которые установят вузы».

Эксперт обращает внимание на то, что в проекте оппозиции прописано уменьшение аудиторной нагрузки на преподавателей, что дает возможность заниматься научной деятельности. «Привлечение внимания к проблемам преподавателей является критически важным, ведь никакие реформы не гарантируют высокого качества образования, если преподаватели и дальше вынуждены будут полностью концентрироваться только на начитке лекций и семинаров и не смогут проводить исследований», – уверена Совсун.

На массовые слушания, а в зале присутствовали около трехсот человек, пришел и один из организаторов инициативы «Першого грудня» Евгений Сверстюк. «В общественном транспорте стыдно читать объявления, сколько стоит диплом, стыдно даже говорить, что это за надписи такие, иностранцам, – сказал он. – Эта фальшь опускается во все области жизни: профессору нужно платить за экзамен. Так мы покупаем фальшивые знания. Мы так же покупаем фальшивые лекарства, фальшивые услуги, фальшивые товары. Этому нужно положить конец – или бежать, или лечиться. Слабонервные бегут, нормальные лечатся. А лечиться следует возвращением к правде и закону. Маленькую клеточку – внешнее независимое оценивание – вполне легко можно было бы ввести, если бы на пути не стояли сытые чиновники. Это не универсальный рецепт, но проверенный годами способ лечения коррупции. А, вместе с тем, начать лечить и другие участки. Итак, перед нами не выбор между лучшим или худшим законопроектами. Это выбор между тем, лечить, или зарабатывать на человеческих слабостях».

Между тем, в профильном министерстве из уже зарегистрированных в Верховной Раде проектов считают наиболее удачным именно законопроект № 1187, разработанный Киваловым, Калетником и Сорокой. Об это говорит заместитель министра образования и науки Алексей Днипров. По его словам, именно этот документ целесообразно взять за основу, а в процессе доработки рассмотреть возможность дополнения его лучшими положениями альтернативных законопроектов.

Нельзя не вспомнить, что еще совсем недавно в Кабмине говорили, что правительственным можно считать законопроект, написанный рабочей группой под руководством ректора КПИ Михаила Згуровского. Речь шла о том, что в парламент его должен внести именно правительство. Но по непонятным до конца причинам, он появился в Раде от имени Балоги… А между тем, это самый прозрачный документ, созданный когда-либо в Украине, считают эксперты. К работе были приглашены все желающие – от министра до студентов. Каждый этап фиксировался и обнародовался в интернете для получения отзывов.

Сравнительная характеристика

Таким образом, во всех трех законопроектах есть существенные отличия, касающиеся государственного заказа, порядка начисления стипендий, правил поступления в вузы. «Главред» проанализировал основные из них.

Стандарты высшего образования. Согласно действующему закону, их разрабатывает Министерство образования и утверждает Кабмин. По законопроекту Сороки-Кивалова-Калетника, разрабатывать и утверждать их должно только министерство. В оппозиционном документе за утверждение стандартов отвечает специально созданная Национальная комиссия регулирования образования и науки, а за разработку – экспертный комитет при МОН. Комиссия, возглавляемая Згуровским, предлагает, чтобы стандарты высшего образования по каждой специальности разрабатывались и утверждались Национальным агентством по качеству высшего образования с учетом предложений соответствующих отраслевых государственных органов, к сфере управления которых принадлежат высшие учебные заведения. При этом стандарты должны быть утверждены еще и МОН.

Государственный заказ. «Региональный» закон предусматривает, что государственный заказ может быть не менее 51% от всех принятых на первый курс. При этом Минэкономики и МОН формируют показатели государственного заказа на подготовку кадров с высшим образованием на основе среднесрочного прогноза потребности в кадрах на рынке труда.

Оппозиционеры говорят, что государственный заказ может существовать только на подготовку магистров, специалистов и магистров профессионального направления для нужд органов власти, государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций. В то же время, вводится понятие «государственный грант». Он может быть обыкновенным, максимальным, специальным и социальным. Грант можно получить по результатам внешнего независимого оценивания. И эти деньги попадают в тот вуз, который выбирает сам абитуриент. А это мотивирует высшие учебные заведения предлагать самое лучшее качество образования, чтобы получить средства, и создает прозрачные правила конкуренции между ними. То есть, оппозиционеры руководствуются принципом «деньги ходят за человеком».

Команда Згуровского предлагает обучать за счет государственного заказа не менее 51% от количества выпускников школ текущего года для младшего специалиста и бакалавра и не менее 50% от выпускников бакалаврата, которые учились на бюджете, для магистров. Среди новшеств — распределение государственного заказа в зависимости от того, куда идут по результатам внешнего оценивания сильные абитуриенты.

Внешнее независимое тестирование. По закону от ПР, поступать в вузы на бюджет можно по результатам тестирования, с учетом среднего балла аттестата, а в вузах национального масштаба — и оценок, полученных на вступительных экзаменах. Контрактников же предлагают зачислять на основе правил, разработанных каждым университетом. В предложениях оппозиции – поступление в вуз и для контрактников, и для бюджетников по одинаковым правилам. При этом учитываются баллы тестирования или теста на общую учебную компетентность. Что же касается школьного аттестата, то его доля составляет лишь 10% от общего балла.

Правительственная комиссия предлагает считать баллы в сертификате внешнего оценивания – не менее 20% за каждый из предметов и не более 10% за аттестат. Кроме того, при необходимости, 30% отводится результатам творческих конкурсов.

При рассмотрении этого вопроса нельзя забывать, что уровень коррупции в высших учебных заведениях достаточно высок и связан, в первую очередь, со вступительными экзаменами. Так, согласно результатам опроса, проведенного фондом «Демократические инициативы» в октябре 2012 года и касающегося оценивания знаний выпускников школ, по мнению респондентов, больше всего проявлений коррупции было на вступительных экзаменах в учебных заведениях. Там распространенной ее назвали 72% опрошенных (а в «целевой» группе — 75%), не распространенной — 11%. В то же время, наименее распространенной, по мнению украинцев, является коррупция при ЗНО: 28% заявили, что она распространена, а 46% — о том, что не распространена».

И для борьбы, в том числе, с этой самой коррупцией, в конечном итоге, была введена система внешнего независимого оценивания. И это, пожалуй, самая успешная реформа системы высшего образования за годы независимости… «Введение внешнего независимого оценивания позволило уничтожить теневой рынок взяток объемом два миллиарда в год», – посчитала глава парламентского комитета Лилия Гриневич.

Стипендии. На сегодняшний день минимальный размер академической стипендии – два необлагаемых налогом минимума, а порядок назначения и выплаты устанавливается правительством. Кивалов и его соавторы предлагают разделить стипендии на академические и социальные. Размер первых – не менее прожиточного минимума.

Оппозиция говорит, что количество студентов, которые должны получать стипендии – не менее 70%. Стипендия входит в размера получаемого гранта. Сумма должна постепенно увеличиваться и к 2016 году достичь уровня минимального прожиточного уровня. Закон Згуровского предлагает установить академическую и социальную стипендию на уровне прожиточного минимума к 2016 году. При начислении стипендии важен не средний бал ниже четверки, а место в рейтинге.

Язык обучения. В «региональном» законопроекте написано: «Язык (языки) обучения в вузах определяются в соответствии с Конституцией и законодательством о языках». То есть, обучение на русском языке, в случае принятия этого варианта, неизбежно. В оппозиционном документе отмечается, что обучение должно вестись «на государственном языке», а по желанию студентов должны быть условия для создания групп, в которых обучение может быть и на языке национальных меньшинств. Экспертная группа при Кабмине предлагает также обучение на государственном языке, кроме того, вуз может организовать обучение в отдельных группах на иностранных языках.

…Очевидно, что реформы в сфере высшего образования невозможны без гарантий равного доступа к образованию, обеспечения автономии высших учебных заведений, которая базируется на демократизации управления в университетах, создания условий для научной деятельности с помощью дополнительного финансирования и сокращения нагрузок на преподавателей.

Лилия Гриневич уверена, что «три зарегистрированных законопроекта предлагают два разных пути развития высшего образования». «Один путь, определенный в законопроекте № 1187 от Партии регионов, направлен на ручное управление вузами со стороны министерства, сворачивание ВНО и консервирование всех проблем системы. Второй путь определенный в альтернативных проектах, утверждает автономию университетов, способствует прозрачной конкуренции между ними, а, следовательно, росту качества высшего образования», – говорит она. И уточняет, что в возглавляемый ею комитет приходят письма от ректоров о поддержке законопроекта ПР. К тому же, его поддерживает и Союз ректоров вузов Украины.

В то же время, первый заместитель главы фракции Партии регионов Михаил Чечетов выразил уверенность в том, что «дискуссия не завершена – еще нет общего консенсуса». А после добавил, что, вообще, он считает лучшей систему высшего образования Советского Союза, а оптимальным — закон о высшем образовании авторства Дмитрия Табачника, до рассмотрения которого парламент в свое время так и не дошел.

В связи с этим, стоит вспомнить, как в Верховной Раде уже были случаи, когда за законопроекты голосовали под куполом и довольно быстро, в то время как принятые в результате документы не получали одобрения профильных комитетов…

Загружается, подождите...

Архивы

Август 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031